Search

The Art and Science of Training


У многих из нас рано или поздно просыпается желание делиться своим опытом. Но не многие из нас умеют это делать. Однажды один из руководителей Сколково, с которым я делился своей идеей организации курса для Head of Legal, сказала мне, что, как правило, даже самых опытных экспертов, имеющих признанную экспертизу в какой либо области, хватает лишь на пару занятий, после которых им уже нечего рассказать своим слушателям. Почему? Потому что преподаватель – это тоже профессия, которой нужно учиться.


Планируя запуск образовательного продукта (именно так, продукта) на базе Высшей Школы Экономики, я решил подойти основательно к освоению этого мощного навыка – преподавания – и здесь делюсь основными идеями из книги авторства Элани Бих, одной из самых популярных в этой области - The Art and Science of Training.


PS. Буду рад рекомендациям, какие еще книги из этой области мне стоит прочесть (и поделиться с Вами)

Поехали


• Секрет успеха любого образовательного продукта – лекции, семинара, курса, вебинара и так далее – кроется не столько в глубочайшем понимании преподавателем предмета, сколько в глубоком знании картины мира и интереса слушателей (студентов, обучающихся, клиентов).

• При обучении взрослых (хотя, наверное, не только) миссия преподавателя (давайте его так называть, хотя это может быть и тренер, и лектор, и кто то еще) – зажечь слушателей, выступить катализатором их интереса к теме, так как развитие возможно только в форме саморазвития

• Наиболее оптимальной формой образовательного процесса Автор считает facilitating, то способствование обучению, а не вталкивание в обучающихся каких то новых знаний или данных

• Use “Learner” instead of “student”, and “Project” instead of “homework”. – как вы яхту назовете – так она и поплывет, как говорится. «Студент» или «обучающийся» у нас ассоциируется с чем то принудительным, не интересным, оторванным от реальности. Как у многих в было школе или в ВУЗе. Поэтому диссоциация через термины очень важна. Мне наиболее уместным показался термин «Коллеги», с которыми мы делимся опытом, даже в стенах ВШЭ или другого ВУЗа, и которые не «платят за обучение», а компенсируют расходы на время вовлеченных в процесс людей.

• Высшая форма уважения слушателей – это предварительное обсуждение с ними контента программы. Что наиболее интересно, на что стоит выделить больше времени, а что можно пройти «по касательной». Кстати, в своем Telegram канале я попытался это сделать, получив массу полезной информации из рейтингования тематик моего возможного курса

• Но если пойти дальше – можно и нужно провести также серию встреч или интервью (за чашечкой кофе) с потенциальными слушателями, чтобы проговорить их «боли» и интересы, чтобы сделать программу еще более актуальной.

• Весь ход программы должен сопровождаться запросом feedback от слушателей. Это тем более важно если программа только запустилась и проходят ее первые «сезоны». Устно, в чате, лично и по телефону, по опроснику или просто экспромтом – все средства хороши, чтобы собрать больше «урожая» – советов и рекомендаций как улучшить формат и содержание образовательного продукта.

• Технологии подарили нам массу новых форматов работы со слушателями, которых не было еще лет 10 назад. Telegram каналы, вебинары, онлайн, наряду с традиционными и незаменимыми очными занятиями, позволяют раскрыть продукт во всей его полноте и достучаться до слушателей с самыми разными преимущественными формами получения информации (визуалы это или аудиалы)

• Group of pseudolearners – отличная форма репетиции. Коллеги, друзья, другая группа поддержки, даже семья, могут выступить «тестовыми» слушателями, позволив и улучшить образовательный продукт, и поднять Вашу уверенность в себе, особенно если Вы запускаете продукт впервые.

• Вы, наверное, уже слышали про то, что для полного усвоения информации недостаточно просто ее услышать или прочитать. В книге приводится теория Блума, который выделил 6 уровней познания материала – от уровня «знание», заключающегося в идентификации предметов и категорий (кто, что, назови, покажи, перечисли) до уровня «оценка» (когда ты можешь оценить важность категории):


К чему здесь эта теория? К тому, что если преподаватель, действительно, имеет целью обеспечить улучшение компетенций слушателей, то он может провести их по всем этажам этой пирамиды познания, возвращаясь к одному и тому же предмету несколько раз в различных форматах.


• В книге выделяется 9 стандартных шагов образовательной программы, следуя по которым можно обеспечить приживаемость знаний и навыков у слушателей:

1) Завладеть вниманием слушателей

2) Поделиться целями программы

3) Попросить слушателей вспомнить прошлые курсы, вернуться к ним

4) Донести содержание текущего курса

5) Закрепить донесенное, в том числе через case studies, примеры, графики

6) Провести практическое упражнение, чтобы слушатели что-то сделать сами

7) Дать обратную связь

8) Оценить результаты

9) Помочь применить полученные навыки и знания на практике


• Взрослые слушатели обладают огромным опытом, которых не может не учитываться. Поэтому преподавателю, прежде всего, стоит быть в диалоге с аудиторией, черпая вопросы и примеры из ее реального опыта, а во-вторых, признавать и уважать этот опыт, считаясь с ним при каждом удобном случае.

• Хорошо, если у Вас получится выделить (сначала для себя) несколько идей, который вы будете при каждом подходящем случае доносить до слушателей. Чтобы они проходили красной нитью через курс, но повторялись в разных форматах. Опять же, чтобы завладеть вниманием людей с разными формами восприятия. Помнится история про «Карфаген должен быть разрушен»

• Для того, чтобы слушатели, на самом деле, что-то усвоили, они должны это услышать, увидеть, задать к этой вопросы, обсудить это, и применить это на практике. Замечаете, что я уже начал применять идею про «красную линию» в этом Обзоре)?

• Каждые 8 минут слушатели нуждаются в передышке, чтобы усвоить переданный им материал. Это значит, что им нужно задать вопрос, показать пример, сменить тему, устроить небольшой перерыв, рассказать анекдот... Иначе начинается нагромождение идеи и люди перестают усваивать информацию. Этот эффект именуют spacing, то есть обеспечение перерывов, в течение которых у слушателей складывается картина, они рефлексируют, связывают только что полученный материал с тем, что уже знают.

• Для разгрузки умственных мускул слушателей помогает визуальный материал – видео, фото. Визуальный формат гораздо легче и быстрее передает месседж, в результате чего 80–90% всей усваиваемой нами информации – визуальная.

• Если слушатели приглашаются обсудить материал, только что услышанный, с преподавателем или с другими слушателями, то он намного лучше укладывается в память, сочетаясь со знаниями, которыми он, слушатель, обладал ранее. Напротив, если вещание идет в одну сторону – от преподавателя (тут лучше сказать «лектора») слушателю – мозг «засыпает», не «пережевывает» информацию, и она быстро улетучивается.

• Что лучше всего помогает закрепить информацию в памяти слушателей?

1) Перефразировать предоставленный материал, используя разные формы выражений (жаль, что мат, как правило, запрещен, могло бы быть эффектно, если даже не эффективно)

2) Дать примеры

3) Высказать свое мнение или отношение к фактам

4) Покажите связи между представленным материалом и другими фактами

• Супер эффективно усваиваются знания, которые слушатели сами объясняются друг другу. Как в известном анекдоте: «Представляешь себе, объясняю теорему - не понимают! Объясняю второй раз - не понимают!! В третий раз объясняю. Сам уже понял. А они не понимают...»

• Для упрощения этой групповой динамики большие группы стоит разбить на малые, как мы часто видим в развивающих или стратегических сессиях или на обучениях, которые проходим. Это классика

• После каждого занятия стоит использовать чат (Telegram канал) программы или курса и сохранять там основные идеи, которые прошли на занятии. Там же можно и нужно продолжить обсуждение, задать вопросы, слушатели могут поделиться чем-то.

• Чтобы преподаваемый материал лучше ложился слушателям, практикуют составление ментальных карт, в которых отражаются идеи, один за другим складываясь в «деревья» с гроздями смыслов. Потом этим ментальные карты помогают быстро вспомнить ход мысли преподавателя, связав его с материалом.

• Хорошо, если цели программы сформулированы по SMART и дают четкое представление слушателю, что именно он получит за заплаченные за курс деньги. Например, «Вы сможете получить навыки, необходимые для организации эффективной и современной юридической функции». Все же образование — это услуга

• При общении со слушателями программы следует говорить от первого (я, мы) и второго лица (ты, вы). Так быстрее устанавливается прямой контакт. Так, моя супруга Татьяна, которая сейчас проходит обучение на одной из программ Сколково, однажды отметила, что при обращении одного и преподавателей к ней «вот ты, Таня…» ее внимание ко всему, что он говорил, резко выросло

• В одном из исследований 1956 года было отмечено, что человеческий мозг способен запоминать не более семи элементов чего то. То есть список из восьми пунктов уже не укладывается в голове среднестатистического обучаемого. Это Автор рекомендует учитывать при составлении образовательных курсов, включая в их разделы не более семи элементов. То есть 7.1…..и не более 7.7. Далее уже надо переходить к 8)

• «We do not learn from experience … we learn from reflecting on experience». Действительно, опыта, даже если он «сын ошибок трудных» недостаточно. Для его закрепления в навыках, его следует осмыслять, рефлексируя над тем, что удалось узнать опытным путём. Упражнения, пазу для осознания только что полученной информации, обсуждение с коллегой, другом, членом семьи, работа в группе - все это помогает закрепить полученные знания. Это должны понимать и преподаватели, задача которых, как уже говорил выше, катализировать процесс усвоения информации слушателями.

• Хорошим инструментом вовлечения слушателей в образовательный процесс может быть прикрепление их к наставникам из числа преподавателей курса. Постоянная работа наставника с группой слушателей позволяет фасилитировать процесс их обучения, не отпуская «до следующей лекции»

• «Personally, I’m always ready to learn, although I don’t always like being taught» Уинстон Черчилль. Без комментариев

• Если у преподавателя или автора курса есть возможность пообщаться с руководителями слушателей, которые работают с ними регулярно, это точно нужно сделать. Так, во-первых, обеспечивается их заинтересованность в результате программы, что, в свою очередь, повышает заинтересованность в программе самих слушателей, а во-вторых, позволяет лучше понять, на что следует обратить особое внимание в ходе курса, что наиболее «потребно» для реальной практики слушателей после их выхода из аудитории

• “So what” и “now what” - главные вопросы, которыми может завершаться образовательная сессия. Что именно каждый слушатель усвоил для себя, какие «инсайты» (не жалую это слово, но многим так понятнее, что имеется в виду) он вынес из курса и какие действия в связи с этим он теперь будет предпринимать

• Один из эффективных инструментов, обеспечивающих освоение материала - так называемый continuing learning. То есть продолжение контакта преподавателя со слушателями после завершения очного или дистанционного занятия или даже курса. Первое, что приходит в голову в этом случае - это, конечно, чат, в котором образуется community слушателей - выпускников программы, которые делятся между собой разного рода вопросами, кейсами, ссылками, информацией и так далее. Но одно дело создать, а другое дело - вести этот канал или чат после завершения программы. В данном случае от преподавателя или автора курса требуются по истине неимоверные усилия или просто сумасшедшая вовлечённость. Которая при этом может дать и другой результат - как, например, создание профессионального сообщества.

• В своё время был подготовлен такой документ, как Манифест онлайн образования (The Serious eLearning Manifesto). В нем были закреплены ключевые качества, которым должна отвечать любая онлайн программа. Вот они (с Вашего позволения, на языке оригинала):

• Performance focused • meaningful to learners • engagement-driven • authentic contexts • realistic decisions • individualized challenges • spaced practice • real-world consequences. Манифест доступен на сайте http://elearningmanifesto.org.

• Образовательная практика не стоит на месте. Она, вслед за технологиями и привычками людей, эволюционирует. Автор приводит следующее наглядное сравнение того, как выглядят подходы к обучению сегодня и могут выглядеть завтра:


• «The degree to which I can create relationships that facilitate the growth of others as separate persons is a measure of the growth I have achieved in myself» - изначально вроде как сформулированное для менеджеров, но все же универсальная максима, подходящая и для преподавателей, создающих условия для роста слушателей, и для родителей, во многом образующих личности своих детей

• Что означает быть энергичным и вовлекающим преподавателем? По мнению автора книги, это прежде всего, следующие четыре качества: (1) проявление искреннего интереса к слушателями, (2) чувство юмора и самоирония, (3) энергичность, как минимум, в два раза больше, чем у слушателей, и, наконец, (4) жажда и постоянный поиски feedback от слушателей.

• Мелочь, но важная: музыка не способствует усвоению знаний. Поэтому лучше тишина.

• «Растопить лёд» между слушателями перед началом занятий - одна из ключевых задач преподавателя, чтобы расковать их умственную активность и подтолкнуть к вовлечению. Ведь в кругу знакомых тебе людей это всегда легче. Попросить представиться, спросить что-то у слушателей, быстрый опрос, шутка, какой-то забавный рассказ о себе. Дайте расслабиться слушателями. Они и так скованы и не ждут от курса развлечения.

• «Learning that happens during multitasking can’t be generalized and probably can’t be recalled when needed. Even if it can be recalled, there is doubt that the content could be understood». К сожалению, многозадачность не даёт возможность усвоить материал качественно. Поэтому не стоит перегружать слушателей разными потоками данных. А слушателям не стоит активно использовать телефоны на занятиях). Поскольку тезис достаточно сильный, приведу цитату: When they performed the sorting task without multitasking, the hippocampus was active. This region of the brain is involved in sorting, processing, and recalling information. It is considered critical for memory about facts and events. While multitasking, however, the participants’ knowledge was less flexible. They couldn’t extrapolate their knowledge to different situations. This is because the distracting beeps shifted activity away from the hippocampus to the striatum, which is necessary for procedural memory (things we do naturally or by habit, such as eating, walking, or biking).

• Но проблема в том, что при массе источников входящей информации, мы живем в мире, перегруженном информационными связями, за которыми хотим следить. И получается неизбежный multitasking. А значит - неизбежно слабое и поверхностное усвоение информации - «We live in an age of information overload, where attention has become the most valuable business currency». Здесь я гораздо лучше понимаю программы, на которых использование сотовых телефонов запрещено.

• Автор заключает, что если кто-то ещё думает, что может быть мультитаскером - он переоценивает свои способности, так как по факту при выполнении «одновременно» нескольких задач, он просто переключатся с одной на другую, теряя при этом массу энергии и не включая свою аналитику и память на полную.

• Поэтому - We focus on managing our time, but the real opportunity is to focus on how we manage our attention

• Ещё один интересный момент, отмеченный Автором, связан с тем, как работает наше внимание: оно притягивается к новому. Только новая информация стимулирует внимание и выработку допамина. Именно когда мы познаем что то, что ранее не было для нас изведано, мы концентрируемся. И как только мы перестаём получать новое, то есть сталкиваемся с чем-то уже известным – мы теряем фокус внимания. Поэтому образовательные программы должны, с одной стороны, растягивать новую информацию походу курса, с другой - перемежать ее с уже доведённой информацией, чтобы создать эффект повторения. «Замес» новой информации со старой позволяет за счёт интереса к первой усвоить вторую.

• Другой интересный эффект, усиливающий запоминание информации слушателями, связан с так называемым «якорением». Просто поставьте на парту перед выступающими какой-то необычный предмет. Какой-то артефакт. И не объясняйте, зачем, а лишь обратите на него немного внимания. Позже Вы сможете апеллировать к информации, доведённой в ходе данного модуля, через recall на этот артефакт. Мол «ну как тот разумы обсуждали стандартизацию договоров, когда на этом столе стоят зелёный резиновый бегемот»

• Ни одна качественная программа не обходится без приглашённых экспертов. Так называемые subject matter experts (SME) - крайне важны для повышения качества курса. Но SME SME рознь, как говорится. Они зачатую грешат тем, что перегружают слушателей, не являющихся экспертами того же уровне, деталями, которые слушатели просто не могут усвоить. Похоже на йога, который выкручивается в бараний рог, пока его малоопытные ученики беспомощно дрыгаются на ковриках.

• Чтобы снизить риски, связанные с SME, при этом извлечь максимум пользы от его участия в программе, следует обратить внимание на то, как она умеет доносить информацию и насколько он коммуникабелен. Конечно, зачастую не предугадаешь, но лучше заранее посмотреть выступления SME на других площадках, либо попросить SME выступить перед пробной группой (к теме организации «тренировочной» сессии программы среди коллег или друзей, о чем писал выше)

• Через 2-3 месяца после завершения курса имеет смысл провести несколько интервью с выпускниками программы, либо даже собрать их на reunion. Из обсуждений «что применяете из курса на практике?», «удалось ли решить вопросы, с которыми Вы приходили на модуль?», «что из курса Вы применяете, а что нет?», можно вынести много полезного для следующих модулей программы. Как за счёт новых кейсов, рассказанных участниками сессии, так и за счёт обратной связи.

• “Use it or lose it” - это про знания, полученные в ходе модуля. Думаю, тут комментарий не нужен

• Со временем (а может и сразу) перед преподавателем встанет вопрос «А помогает ли его курс слушателям в реальности?». И если задаться целью этот эффект оцифровать, то это можно сделать путём выделения условных KPI, характеризующих качество навыков (например, навыков управления юридической функцией), получаемых в ходе курса, их замера до и через полгода или год после программы. Какие это могут быть KPI? Автор выделяет следующие: (1) уровень вовлеченности сотрудников, (2) количество жалоб клиентов, (3) удержание сотрудников, (4) потерянное время, (5) выручка от продаж, (6) затраты на продажи, (7) рейтинги безопасности, (8) рейтинги обслуживания клиентов, (9) данные о рабочем процессе и эффективности, (10) награды, (11) расходы, (12) соответствие требованиям и нарушения, (13) дефекты продукции.

• Слышали ли Вы о «кривой забывания»? Как оказывается, уже через 20 минут слушатель забывает более 40 процентов от услышанного, а через день помнит уже лишь треть. Поэтому чтобы зафиксировать в памяти слушателей преподаваемый материал, недостаточно его единожды озвучить, даже если слушатели внимали его. К нему следует возвращаться, чередуя с новой информацией (как писал выше), обогащая примерами, кейсами, заданиями, вопросами, дискуссиями. Вдоль и поперёк.









125 views0 comments

Recent Posts

See All