Search

How Design Makes the World



Знаете ли Вы, что такое ZDA0110-3-15-1? Это команда системы противопожарной безопасности, установленной в Нотр Дам де Пари, которую не смог распознать охранник, в связи с чем реакция на пожар была замедлена примерно на 25 минут. Виноват в этом промедлении охранник или дизайнеры, запрограммировавшие систему безопасности так, что ее сигнал не очевиден для пользователей?


Книга How Design Makes the World (https://www.amazon.com/Design-Makes-World-Scott-Berkun/dp/0983873186#:~:text=And%20what%20can%20we%20learn,have%20succeeded%20and%20failed%20us.) была издана в 2020 году и представляет собой попытку объяснить на простом языке, какую роль играет дизайн в нашей обычной жизни и как он может улучшить или ухудшить условия, в которых мы ежедневно существуем.

Если Вы интересуетесь вопросами дизайна – книга может быть Вам интересна. Тем более, что ее прочтение занимает совсем немного времени (мне потребовалось около 4х часов во время перелета на самолете).


Ну а если у Вас этих 4х часов нет – основные идеи книги я сложил в своем блоге:


- Зачастую дизайн НЕ учитывается при принятии решений о создании нового. При строительстве нового здания аэропорта, при разработке модели новых дверей (как в примере, приведенном в книге) или дверных ручек (фото - ниже) этап изучения того, кто будет пользоваться созданным предметом или зданием, зачастую исключается. Это приводит к появлению совершенно неудобных и непрактичных решений, скорее осложняющих жизнь людей.


- Если у решения нет хорошего дизайна, у него может быть только плохой дизайн. У решения НЕ может быть НИКАКОГО дизайна.


- Многие из нас являются дизайнерами, сами того не подозревая. Например, создавая договор, юрист может написать его на сложном языке, изложив в целом не самую замысловатую ситуацию на нескольких страницах. Либо он может воспользоваться техниками, упрощающими восприятие сложных юридических норм, известными ныне в рамках идеи по plain legal language (https://hbr.org/2018/01/the-case-for-plain-language-contracts)


- Мы не можем говорить о том, насколько хорош или плох дизайн, пока не поймем, для чего он создан и кто будет являться пользователем построенного на его основе решения. Поэтому при выработке дизайна нового продукта следует ответить на 4 вопроса:


- Что этот дизайн должен улучшить?

- Для кого он должен это улучшить?

- Как можно будет измерить этот эффект улучшения от дизайна?

- кто может пострадать от дизайна, сейчас или в будущем?


- Руководители или собственники бизнеса зачастую отрываются от реальности, создаваемой их продуктами, поскольку не являются их потребителями. И это мешает им трезво оценивать качество дизайна, на котором основываются эти решения.


- Как пример не самого дальновидного дизайнерского решения, автор приводит Segway. Будучи многообещающим решением, он, тем не менее, не заменил собою ни мотоциклы, ни велосипеды, а глава компании, которая их выпускает, разбился на нем насмерть, упав с горы, когда не мог разъехаться со встречным пешеходом.


- Автор приводит несколько примеров «умного дизайна», позволяющего влиять на поведение людей, не тратя на это больших средств. Например, в 2004 году лишь около 20% кнопок, переключающих светофоры в Нью Йорке (в тот момент их в NY тогда было около 3500) реально функционировали. Остальные лишь создавали видимость переключения после нажатия пешеходами, тем не менее создавая в них ощущение контроля за происходящим. Или другой пример: в аэропорту Хьюстона в ответ на многочисленные жалобы пассажиров на медлительность выдачи багажа, багажную ленту просто перенесли дальше от зоны выхода из самолета, с тем чтобы пока пассажиры идут к ленте, багаж успел прибыть. А как Вы думаете, зачем у многих лифтов устанавливают зеркала?


- Принятие того или иного дизайнерского решения может потребовать многих лет. В качестве примера приведены уже ставшие для нас традиционными трехточечные ремни безопасности, введенные в обиход компанией Volvo в 1969 году, но еще многие годы не принимаемые другими автопроизводителями даже после открытия патента на three-point belts со стороны Volvo.


- Современный дизайн нуждается в учете фактора diversity. До настоящего времени системы безопасности в автомобилях рассчитаны на мужчин, в результате чего вероятность получения травм при автокатастрофе у женщин на 50% выше. В свою очередь, распределение туалетных комнат в общественных местах не учитывает того, что женщинам в среднем нужно больше времени на его посещение, чем мужчине. 10% людей являются левшами, у 60% не самое сильное зрение, 15% имеют физические ограничения. Но дизайн общественных пространств лишь недавно начал учитывать то, что в мире есть не только «белые мужчины ростом от 170 см до 185 см».


- В книге можно найти и много других интересных фактов, лишь косвенно связанных с дизайнерской тематикой. Автор явно выходит за границы предмета книги, что может как нравиться, так и вызывать вопросы. Но что точно стоит отметить в книге (и это не часто встречается) – огромная и качественная библиография по теме дизайна в самых разных областях.

Привожу во вложении ее часть.

bibliography
.pdf
Download PDF • 2.36MB



214 views0 comments